Многие родители жалуются, что ребенок не играет самостоятельно. Каждый раз истерика и требование, чтобы мама обязательно приняла участие в этих играх. А у нее нередко и так «язык на плече», пытается в одиночку тащить на себе приличный груз семейных обязанностей. Кроме того, мама и без этого большую часть времени уделяет ребенку, что даже про себя любимую уже и не вспоминает. Частенько это все ведет к грусти и тоске, чувству собственной неудовлетворенности и может даже превратиться в затяжную депрессию. «Ну почему дети не играют самостоятельно?» – восклицает она в приступе безысходности.
Почему дети не играют самостоятельно?
Интересно, что часто дети не могут играть в одиночестве даже при невероятном разнообразии подаренных ему игрушек, не потому что мало игрушек, а наоборот, их целая куча. Мама тогда в замешательстве: что бы еще такое придумать, чтобы развлечь ненаглядного. А ребенок по-прежнему не хочет играть самостоятельно – ему скучно.
Специалисты утверждают, что так происходит от пресыщения. Это раньше у ребенка из игрушек были лишь деревянная кукла да ржавый гвоздь. Сегодня в этом отношении полное изобилие. И ребенку трудно фантазировать – все и так уже есть. Отсюда мораль: не заваливайте свое дитя игрушками. Будет только хуже. Еще и избалуете вдобавок.
Получается, что родители, сами того не ведая, могут отбить у ребенка желание играть самостоятельно. Как же это происходит?
В детстве некоторых родителей были материальные сложности и дефицит игрушек. Поэтому сейчас, родив ребенка, они его восполняют. То есть при покупке ориентируются на свои желания, а не ребенка. У некоторых проявляется желание купить ребенку как можно больше игрушек, и не простых, а с «прибамбасами». В итоге их сложность и многообразие вызывает у ребенка апатию. Ему не надо представлять, что машинка едет, потому что она в действительности самостоятельно разъезжает по квартире.
Мы так хотим развить наших детей, что придумываем для них суперигры, и обязательно на развитие интеллекта. Часто от загруженности головного мозга ребенку уже не хочется развлекать себя и придумывать новое. Иногда бывает, что день малыша расписан по часам и ему не остается времени на собственные решения. Все уже решено мамой и папой. А игра – это все-таки творческий процесс, и здесь нужны вдохновение и свобода действий.
Родители знакомят ребенка с телевизором, планшетом и телефоном. Для них это удобно – быстрый способ занять ребенка. Обычно это вызывает сильный интерес, и при этом тяга к самостоятельным играм снижается. Зачем малышу придумывать сценарии, развлекать себя, когда есть уже готовые видео и картинки? Но стоит отметить, что творчески ребенок при таком подходе не развивается.
В последнее время родители стремятся заняться развитием ребенка как можно раньше. Но не всегда эти усилия дают нужный результат, а иногда оказывают противоположный эффект – замученный ребенок начинает тормозить в развитии. Отсюда вывод: не перестарайтесь, ускоряя процесс. Пусть лучше все идет своим чередом.
Бывает такая оказия, что у ребенка просто заканчивается фантазия. Иногда ему не хватает идей и жизненного опыта, чтобы понять, как разнообразить свой игровой процесс. Поэтому интерес может потеряться.
Далеко не каждому взрослому интересны игры с малышами. Некоторые от этого приходят в уныние и начинают халтурить. Ребенок считывает эту предательскую незаинтересованность. Его это огорчает, и он перестает получать удовольствие от игры.
Как приучить ребенка играть самостоятельно?
Если у вашего малыша огромное количество игрушек и он при этом скучает, тогда уберите большую часть. Оставьте несколько, а затем подменяйте их, чтобы интерес не угасал. И помните, что ребенку выбрать лучше обычную куклу, чем ту, которая разговаривает и выполняет много других действий. Пусть он сам представляет, как она говорит, двигается и принимает его заботу.
Не стоит ребенка чрезмерно загружать развивающими занятиями. Пусть иногда просто посмотрит в окно, увидит, как строится новый дом, грузит контейнеры мусоровозка или Клавдия Степановна развешивает белье. Предоставьте ему свободное время и инициативу, чтобы малыш сам решил, во что играть, где и когда.
Даже если вы прибегаете к помощи телевизора, планшета и телефона, то хотя бы ограничивайте время просмотра. Впрочем, лучше вообще знакомить ребенка с гаджетами как можно позже. До двух лет ребенок может смело без этого обойтись. В противном случае не спрашивайте себя потом, почему ребенок в год не играет самостоятельно.
Чтобы действительно развить ребенка, предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. Создайте пространство, где он сможет спокойно играть в безопасности. Не вмешивайтесь в процесс. Когда ребенок обратится к вам – только тогда и подключайтесь. Ну и что, что вам кажутся его занятия глупыми. Он при этом познает мир и окружающую действительность.
Увидели, что малышу скучно, – подскажите ему идею новой игры. Обговорите сценарий, помогите взглянуть на старые игрушки по-новому, а дальше возвращайтесь к своим делам и не поправляйте. Это теперь будет уже его игра и его правила. Вы только дадите толчок к его новым приключениям.
Не любите играть с ребенком – будьте идейным вдохновителем или внимательным и отзывчивым наблюдателем. Поддерживайте чадо улыбкой, взглядом и комплиментами. Попробуйте найти то, что будет доставлять удовольствие и вам, и ребенку. Займитесь творчеством, будь то рисование или лепка. Начните читать больше сказок, чтобы потом использовать идеи в играх для ребенка. Попробуйте погрузиться в детский мир. Так вы лучше поймете его и найдете больше точек для соприкосновения.
Поймите, что умение самостоятельно играть – важное приобретение для малыша. Это такие же базовые навыки и необходимая ступень развития, как способность ребенка самому утолить жажду, голод, сходить в туалет… Согласитесь, когда ребенок это все умеет, родителям становится гораздо легче.