Родителям очень важно знать о том, как и когда каждый ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о формировании его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно. Если данные имеют большие отклонения от принятой нормы, это может говорить о возможных пороках развития.
Что говорит ребенок до года.
Когда маленький ребенок достигает семимесячного возраста, он начинает долго и активно лепетать, повторять слоги по два-три раза. Если же его лепет малоактивен, родителям нужно быть внимательнее.
В восемь месяцев малыш активно лепечет, можно даже выделить выразительные интонации, также у него наблюдается четкое и громкое произношение слогов, частое их повторение. Отклонение – это малая активность лепета, отсутствие выразительности и интонаций.
Через месяц ребенок уже подражает родителям и повторяет слоги за ними. Малыш имитирует предложения, интонации и разные сочетания звуков. Отклонение – это преобладание в его лепете только губных звуков и гласных. Также может не быть интонационно-мелодической имитации фразы.
В десятимесячном возрасте дети начинают, подражая родителям, произносить лепетные слова и новые слоги. Также появляются разные звуковые сочетания в большом количестве. Отклонение – неактивный лепет, звуковые сочетания в малом количестве, отсутствие лепетных слов.
В одиннадцать месяцев ребенку удаются первые простые слова: баба, папа, мама, дай. Из лепетных: тя-тя, да-да. Кроме того, наблюдается активное подражание звукам и слогам. Отклонением является отсутствие подражания словам и звукам, недостаточно активный и слабовыраженный лепет.
В двенадцать месяцев в словарном запасе ребенка уже есть примерно пять и более лепетных слов, он может выразить интонацию просьбы, также он понимает соотношение звуков с предметами и лицами. В случае отклонения ребенок малоактивно лепечет, произносит только два-три лепетных слова, у него нет точного соотношения слова и предмета, действия, лица.
Что говорит ребенок до двух лет.
В год и три месяца каждый ребенок может разговаривать отдельными простыми словами и лепетать когда активно движется, играет или очень удивляется. Сильно возрастает количество слов, которые малыш понимает.
Ещё через три месяца ребенок начинает использовать упрощённые слова, а иногда и произнесённые правильно, для называния предметов и действий, когда у него есть сильная заинтересованность. Также у малыша появляется способность к обобщению предметов по определенным признакам.
Во время игры в год и девять месяцев каждый ребенок уже составляет комментарии из нескольких слов для своих действий. Также он даёт ответы на многие вопросы, может воспринимать простые истории, которые рассказывают по картинкам.
В два года малыш умеет говорить предложениями, состоящими из трёх-четырёх слов с прилагательными и местоимениями. При этом он легко воспринимает рассказ о том, что он знает уже без картинок.
Что говорит ребенок до трех лет.
Когда малышу исполняется два с половиной года, предложения у него уже состоят из четырех и более слов, и он постоянно спрашивает «куда?» и «где?».
В трехлетнем возрасте ребенок говорит сложными предложениями, спрашивает «почему?» и «когда?».
Задержка развития речи у детей.
Рассмотрим симптомы, которые характеризуют наличие серьезной задержки развития речи у детей. Если отклонения от нормы являются небольшими, то это несерьезная проблема, у кого-то из детей развитие происходит раньше, у кого-то – позже. Ниже мы перечислим симптомы, которые указывают на то, что есть задержка в развитии речи. Как правило, она происходит на фоне общего отставания в развитии.
1. В годовалом возрасте ребенок лепечет мало и без активности, он очень тихий.
2. В полтора года малыш не понимает значение звуков, названий предметов, своего имени и других простых слов. Также ему не удаётся выполнение элементарных просьб (сядь, подойди, встань и т.п.).
3. В два года вместо предложений ребенок пользуется отдельными словами. Также за ним не наблюдается повторение слов и звуков.
4. В два с половиной года кроха не произносит названия частей тела, предметов, не может показать на них, когда просят. Не в состоянии принести предмет, если не видит его. Говорит отдельными словами. Очень часто нельзя понять, о чём он просит.
5. В трёхлетнем возрасте ребенок не может говорить простыми предложениями, которые состоят из трёх-четырёх слов. Не понимает простые объяснения и рассказы о событиях прошлого или будущего.
Формирование речевых навыков ребенка происходит по мере того, как развивается речевой аппарат, головной мозг и т.д. Но без стимулирования этого процесса ребенок никогда не начнёт говорить. Общаться с малышом нужно каждый день, с самого первого дня его рождения, и это очень важно. Родители и их воспитательная активность очень сильно влияют на то, какими речевыми навыками будет обладать их малыш.